ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 


Главная > История > Различные статьи о Дигории.

Различные статьи о Дигории.

СТАТЬЯ  ИНАЛА. «В  ДИГОРСКОМ  УЩЕЛЬЕ»

Статья представляет собою описание путешествия в горную Дигорию и содержит нелишенные интереса этнографические сведения. Автор говорит о смягчении кровной мести, о том, что убийства встречаются уже сравнительно редко и заканчиваются примирением кровников. Упоминается об остроконечной горе Уаза, своеобразном дигорском календаре: жители Задалеска, Донифарса, Лезгора и Дзинаги по этой горе ориентируются во временах года. Повыше в той же скале видны расщелина и четырехгранная пещера Морги Лагат. Согласно преданию, расщелина является делом рук Уаскерги, который в минуту раздражения нанёс удар по скале своим мечом и копьём. Далее автор статьи приводит связанные с пещерой легенду, предание и обряды.
Из грозной боевой башни Астана фидарта, что близ Махческа, вылетел Дигори-изад в направлении Морги Лагат. Следуя за ним, Астан проник в одну пещеру и увидел в ней очаг с железной цепью. С тех пор пещера эта становится местом поклонения всех дигорцев. Поднявшись в пещеру, автор статьи видел в ней рога оленя, черепа зубров (домбай), ящик с монетами, ложками, рогами. Предметы эти употребляются во время жертвоприношений, среди которых наиболее важным считается заклание жертвенного быка перед началом сенокоса. Бык этот определялся по жребию за год до праздника и откармливался отменно. К шее его привязывалась деревянная, довольно изящная фигурка, вероятно, символ чего-то, которую добровольно изготовлял кто-нибудь из жителей. Перед закланием фигурку с веревочкой снимали и вешали в пещере на столбе (их насчитал автор статьи 91). Когда на столбе накоплялось много фигур, их бросали в глубину пещеры. Таким образом, заключает он, дигорцы пользуются пещерой с XV-XVI вв. Коллекция фигур чрезвычайно разнообразна и интересна. В пещере много стрел, копий, шапки персидского образца. По преданию, когда-то войска персидского шаха — шаха Аббаса — явились в Дигорию из местности Кета. Жители попрятались по домам и войска шаха Аббаса вошли в пещеру и решили унести с собой огромную железную цепь. Но как только собрались уходить обратно, начался обстрел. Персы частью были перебиты: от них остались шапки, стрелы, копья. Чужеземцы бросили и цепь, которая хранится в одном из донифарсских могильников. Возможно после разгрома Грузии, шах Аббас проник и в Осетию, с целью наказания союзников грузин. О шахе Аббасе говорят много и старожилы Куртатинского и Алагирского ущелий.
В пещеру Морги Лагат шли с приношениями (жертвенный баран, пироги, арака, пиво) семьи, где рождался мальчик, кто выдал дочь замуж, женил сына: оттого здесь так много черепов. Приношения поступали и от охотников на диких животных. Самым славным среди охотников был Гуцунати Габица: Афсати считал его своим другом. Однажды после охоты Габица отдыхал под одним деревом и уснул. Вдруг его разбудил какой-то разговор. Он прислушивается. Оказывается, Афсати приглашает к себе в гости бога лесов, но последний отказывается, ссылаясь на то, что у него в гостях Гуцунати Габица, и что он не может оставить его.

Газета «Терские ведомости», 1901, № 173.

ЗАМЕТКА  АНОНИМНОГО  АВТОРА «ДРЕВНИЕ  СВЯТЫНИ  В  ГОРАХ  ДИГОРИИ»

В горах Дигории сохранились до сих пор в полуразвалившемся виде нескольких древних храмов, почитаемых местным населением. Внешность их мало чем отличается от обыкновенных горских саклей — те же крохотного размера двери и окна, та же плоская крыша и прочее.
Внутренность их представляет из себя два отделения — храм и алтарь. В алтарях хранятся еще некоторые священные сосуды, изъеденные ржавчиной и покрытые пылью, а в одном из них (недалеко от Махческа) я видел даже хоругви с изображением херувимов. Народ проникнут к этим древним святыням глубоким благоговением и ежегодно совершает в них жертвоприношения.
Для этой цели поставлены в них деревянные ящики, в которых в продолжение года накопляются пятачки и гривенники. За последнее время, однако, эти ящики, несмотря на то, что народ продолжает по-прежнему класть в них деньги, к концу года оказываются иногда пустыми: знать — коза повадилась в огород.

Газета «Терские ведомости», 1911, № 273.

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ  ДИГОРОН  «МАХЧЕСК»

Страшная засуха постигла Дигорский край. Больше месяца, как население не видело капли дождя. Посевы с самого начала взошли прекрасно. Но упорное бездождье убило первые ростки. Роскошную весеннюю зелень сменила печальная желтизна, как это бывает позднею осенью, когда в полях все высыхает. Измучившись от продолжительной засухи и набравшись серьезных опасений за урожай, население как всегда это бывает, прибегает к волшебной силе знахарей и кудесников, способной, как полагает темное население, вызывать дождь с неба на землю. Грандиозный общественный предрассудок облекается в своеобразную форму. Общество с общего согласия снаряжает депутатов к одному известному «волшебнику» и ждет с нетерпением обратно своих депутатов. Наконец и депутаты вернулись с точной инструкцией кудесника. Интересную и довольно оригинальную картину представит оку наблюдателя церемония, предполагающаяся по наказу кудесника.
Недавно один донифарсский житель был убит молнией на хуторе в черном лесу. Вопреки местным обычаям, тело его было перевезено и похоронено на родном кладбище.
Бездождье приписано кудесником главным образом этому обстоятельству. Поэтому первый пункт наказа кудесника относится к Донифарсскому обществу: семь девушек и семь холостых юношей с обычаем «Цоппай» (пенье) должны обойти все селенья названного прихода, что составит довольно солидное путешествие под палящими лучами весеннего солнца. Три вдовы по жребию должны приготовить им кувд (пир), состоящий из пива, пирогов, и пр., вся остальная часть наказа относится к Махческому обществу:

1. Общество селения Задалеск должно принести в жертву одного быка в народной святыне в честь Дигор’изад (Николай Чудотворец), называемого ангелом-хранителем дигорцев. В эту святыню зашли, по словам кудесника, два парня из плоскостных осетин и что-то оттуда унесли. Таким своим поступком они недостойно осквернили святыню, а потому общество селения Задалеск должно жертвой умилостивить Дигор’изада.
2. Женщины отселка Махческ должны устроить кувд. Но до начала кувда женщины скорым темпом аккуратно должны пробежать положенное расстояние, равняющееся по меньшей мере трём верстам, а потом вернуться и приступить к пиршеству.
3. Женщины села Вакац тоже должны устроить кувд, но бежать тремя группами в разные стороны одинаковое расстояние, потом собраться и приступить к пиршеству.
4. Все общество Махческое должно принести в жертву одного быка.

После всего этого будет дождь!.. Всё население вне себя от радости, питаясь надеждой, что скоро пойдет дождь, а некоторые, что на кувдах побывают.
Однако, несмотря на все обещания кудесника, сулящего народу дождь и урожай, печально видеть всю беспомощность несчастного народа, вся жизнь которого зиждется на грубом суеверии и многих предрассудках. Когда же, наконец, падёт тёмное царство неведения, тяжкими узами сковывающее волю народа? Когда, наконец, народ выйдет из жизненного мрака, переполненного предрассудками и суеверием, и отрешившись от них, почувствует себя в новой жизни, посвященной одной действительности.

Газета «Терские ведомости», 1880, № 57.

Комментирование закрыто.